Текст черновика (!!!) тренировочного итогового сочинения (задача - проработка аргументации на материале "Грозы" Островского) написан с оглядкой на требования ФИПИ 2025 года к итоговому сочинению. Сочинение писали вместе с ученицей. Для тренировки выбрали самую общую тему, содержание которой можно будет использовать при раскрытии широкого круга других возможных тем на экзамене (итоговое сочинение, аргументация при написании сочинения в задании 27 ЕГЭ по русскому языку, круг заданий ЕГЭ по литературе).

В какой степени человек зависим от общества?

Вступление. 1. Общая характеристика темы. 2. Сужение рамок темы с помощью постановки вопроса (вопросов), на который (которые) впоследствии (при формулировке тезиса) дадим ответ (ответы).

Проблема отношений человека и общества нашла отражение в творчестве буквально каждого русского писателя двух последних веков. Александр Николаевич Островский, великий русский драматург девятнадцатого века, в драме “Гроза” даёт свою трактовку сложной проблемы столкновения личности с неписаными законами социального окружения. Что представляют из себя законы “темного царства”? Как они действуют?

Основная часть сочинения. Аргументация тезиса.

Драматург ищет и находит ответы на эти вопросы. Сама того не подозревая, Катерина, искренняя молодая женщина, сталкивается с неписаными социальными законами (домостроевской моралью), в соответствии с которыми она должна стесняться чувств, корить себя, считать проявления своих чувств глубоко греховными, непростительными, ведущими к “погибели”. Катерина влюбилась в приезжего в купеческий город Калинов Бориса и изменила своему мужу Тихону. Полусумасшедшая барыня, кричащая под сводами полуразрушенной церкви с фресками ада о том, что “красота-то ведь погибель наша”, выражает нравственные нормы не разорвавшего со средневековьем русского мира. Катерина верит в то, что совершила страшный грех “перед Богом” и людьми, кается. Раскаты грома она считает проявлением Божьей воли в отношении себя, наказанием за грехи. Это становится шагом героини к непоправимому поступку - самоубийству. Решение героини наложить на себя руки проистекает не столько из внешнего столкновения (с Кабанихой, с семьёй, обществом), а сколько из внутреннего конфликта, обладающего трагической силой. Суть этого психологического конфликта в том, что искренние, настоящие чувства Катерины входят в противоречие с моралью общества (“темного царства”). Конфликт разворачивается в душе и разрывает изнутри героиню сочувствующего Островского. Может ли молодая женщина противостоять общественной морали? Да, может, если пойдёт по пути лицемерия. Путь двойной морали, циничный путь выбирает Варвара, сестра Тихона, и его суть отражена в таких словах: “Делай, что хочешь, лишь бы всё шито да крыто было”. Но лицемерие невозможно для Катерины, она не готова обманывать ни себя, ни других. Поэтому трагическая гибель неизбежна. После смерти Катерины в пьесе обостряются другие, не находившие явного выражения конфликты. Это конфликт Кулигина, “механика-самоучки”, с “тёмным царством”: Кулигин давно осуждает социальные правила города Калинова, но теперь его критика становится ещё более острой, так как он сочувствует трагедии молодой женщины и преклоняется перед её душой: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судьей, который милосерднее вас!” Тихон вступает в конфликт с матерью - непоколебимой хранительницей средневековых порядков в семье: “Маменька, это Вы ее погубили! Вы! Вы!”

Тезис сочинения. Ответ на вопрос (вопросы), поставленный во вступлении (или в теме сочинения).

Что сказал драматург Островский о проблеме отношений человека и общества? Современное общество - это архаическое, средневековое, глубоко отсталое и давно остановившееся в развитии общество. Мораль, социальные правила этого общества - инструменты власти богатых над бедными, сильных над подневольными. Это общество порождает и поощряет в человеке низменные качества и проявления: зависть к ближнему, ненависть, лицемерие, терпеливую покорность и невежество. Это общество “боится” природы как окружающего мира, так и природы искренней души человека, это общество приравнивает человеческую красоту к дьявольскому соблазну. Никто из героев пьесы не в силах последовательно и результативно противостоять средневековой морали. Стихийные искренние чувства сталкиваются с общественной моралью в душе Катерины, и этот конфликт неразрешимый, самоубийственный. Только автор пьесы (художник) способен осознать трагическую глубину противоречий человеческого и социального. Автор надеется на очистительную “грозу” (социальные потрясения), которые заставят двигаться стрелки часов русского мира вперед, в райское будущее, где не будет места убийственным противоречиям между человеком и обществом, человеком и природой, где воцарится божественная красота и гармония. Очистительная жертва (Катерина) заставит подняться из глубин воды “Русскую Атлантиду” - град Китеж, где будут жить только чистые сердцем и душой.

Ниже кратко (!) о требованиях к итоговому сочинению и критериях его оценки.

К проверке допускаются работы, соответствующие двум требованиям.

Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов – от 350. Если менее 250 слов в работе, то "незачёт".

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения». Не допускается списывание из какого-либо источника даже на уровне фрагмента. Если сочинение признано несамостоятельным, то "незачёт".

Критерий № 1 (один из основных) «Соответствие теме». Пишущий должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (отвечает на вопрос темы или размышляет над проблемой). «Незачет»: сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос,темы, или в сочинении нет конкретной цели высказывания. 

 

Критерий № 2 (один из основных) «Аргументация. Привлечение литературного материала». Проверка умения строить рассуждение, доказывать позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу, дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст). «Незачет»: сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). 

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения». Проверка умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Пишущий должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет»: грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Критерий № 4 «Качество письменной речи». Проверка речевого оформления текста сочинения. Пишущий должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет»: низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) затрудняет понимание смысла сочинения. 

Критерий № 5 «Грамотность». «Незачет»: если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Я много лет готовлю школьников к экзаменам по русскому языку и литературе. 

Приглашаю учеников 5-11 классов на занятия.

Профессиональный репетитор русского языка и литературы, психолог, писатель. Занимаюсь с учениками 5-11 классов дистанционно (ОГЭ и ЕГЭ на высокие баллы в том числе). Индивидуально и в группах. Интересно и с удовольствием!