Текст черновика (!!!) тренировочного итогового сочинения (задача - проработка аргументации на материале "Ионыча" Чехова) написан с оглядкой на требования ФИПИ 2025 года к итоговому сочинению. Сочинение писали вместе с ученицей. Для тренировки выбрали тему, содержание которой можно будет использовать при раскрытии широкого круга других возможных тем на экзамене (итоговое сочинение, аргументация при написании сочинения в задании 27 ЕГЭ по русскому языку, круг заданий ЕГЭ по литературе).

Предварительно использовали разминочные вопросы.

Человек и общество у Чехова.
Как взаимодействует человек и общество?
Что такое “пошлость” жизни, по Чехову?
В чем причины деградации человека?
В какой степени виновато общество в деградации человека?
Кто или что, кроме общества, виноват в деградации человека?
Почему отдельные личности не деградируют, остаются некими постоянными “величинами” в пошлой среде?
Почему на их фоне другие деградируют?
Что может приостановить деградацию человека в определенном социальном окружении?
Какие социальные мифы развенчивает Чехов?
(“Среда заела”, “Труд спасает человека от деградации”, “Правильные слова, адекватное представление об обществе не спасают человека от нравственного падения”)
Какие личностные мифы развенчивает Чехов? (“Правильные слова, адекватное представление об обществе не спасают человека от нравственного падения”)
С кем дискутирует автор?

В чем проявляется конфликт между человеком и обществом (на примере чеховского рассказа “Ионыч”)?

Вступление. 1. Общая характеристика темы. 2. Сужение рамок темы с помощью сомнения, что Чехов трактует проблему так же, как и его предшественники.

В небольшом чеховском рассказе “Ионыч” (1898) внимательный читатель найдет возможность серьезно и глубоко задуматься о проблеме отношений человека и его окружения, человека и общества. Учитывая опыт Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского в постижении противоречий между отдельным человеком и его социальным окружением, читатель может предположить, что и Чехов находится в рамках представлений, которые были характерны для предшествующей ему русской литературы. Но, наверное, всё не совсем так.

Основная часть сочинения. Аргументация тезиса.

В рассказе две важных сюжетных линии: одна из них связана с Дмитрием Ионычем Старцевым, другая - с семьей Туркиных. Вероятно, сопоставляя Старцева с Туркиными, Чехов ставит перед собой важную цель, связанную с пониманием взаимодействия человека и общества.
Очевидно то, что Иван Петрович и Вера Иосифовна никак не изменяются внутренне на протяжении развития событий в рассказе. Котик (Екатерина Ивановна) делает попытку выйти за пределы той судьбы, той участи, которая предначертана ей рождением, воспитанием в мире пошлости, в мире обыденности. Эта попытка завершается ничем: девушка возвращается домой, так и не став великой пианисткой, считая, что мечты были напрасными. Попытка вырваться из мира пошлости - это в какой-то степени проявление конфликта Екатерины Ивановны с социальным окружением. Недолгий “бунт” Котика (вспомним комический разговор о том, что она “не станет огорчать папу и маму”) завершается разочарованием и стремлением примириться с судьбой, своими возможностями, теперь осознаваемыми как весьма ограниченные. Можно предположить, что конфликт Екатерины Ивановны с социальным окружением гаснет и переходит в плоскость внутреннего конфликта - конфликта с собой. Недаром в конце рассказа автор пишет, что Котик “заметно постарела, похварывает”, при этом Иван Петрович и Вера Иосифовна не изменились.
Дмитрий Ионыч - поразительный персонаж. Привычка к труду, понимание проблем общества никак не мешают ему деградировать буквально по всем возможным направлениям. Этот человек изменяется физически: набирает вес, его одолевает одышка, он стареет. Но читатель замечает внутренние изменения в герое: скука, отсутствие интереса к жизни, ненависть к окружающим, “нажива” - вот что наполняет теперь уже Ионыча. Этот человек хорошо осознает изменения, происходящие с ним, хорошо понимает, что окружен “обществом картежников, алкоголиков, хрипунов”, которых он не терпит. Но делает ли попытки измениться сам Дмитрий Ионыч? Нет, таких попыток мы не видим. Находится ли в конфликте с обществом этот человек? Да, безусловно. Конфликт проявляется в неприятии обывательского мира, обывательской ограниченности. Этот конфликт привел к тому, что Ионыч получил прозвище Поляк надутый. Дмитрий Ионыч не желает изменяться сам, на словах он призывает к изменениям других. Герой деградирует гораздо быстрее, чем любой другой персонаж рассказа. Неужели мы можем предположить, что причина деградации доктора Старцева лежит в области его социального окружения? Неужели именно общество подталкивает героя к краю бездны, заставляет его превращаться в “раздражительное” животное? Очевидно, нет. Чехов желает сказать своим читателем: причина деградации, нравственного падения доктора Старцева вряд ли связана с обывательским окружением, причина деградации находится внутри самого героя. Автор все же обратил внимание на то, что его герой обладает двумя существенными недостатками: вероятно, Ионыч не способен воспринимать красоту произведений искусства (вспомним про сыплющиеся камни, когда Котик играет), Ионыч не обладает достаточной эмоциональной интуицией в процессе общения с людьми. Сцена на кладбище - эпизод, когда окружающий Старцева мир еще наполнен тайнами и поэзией, но “опустился занавес”, и жизнь героя после этого никак не была связана с “глухой тоской небытия”.

Тезис сочинения. Ответ на вопрос темы.

Судьба доктора Старцева убеждает нас в том, что, возможно, мы переоцениваем значение процессов, происходящих между человеком и обществом, переоцениваем степень влияния общества на человека, переоцениваем значение конфликта отдельного человека и общества. Происходящее со Старцевым коренится в самом герое и воплощено в образе угасающего “огонька” внутри. Внутри человека есть два начала: созидательное и разрушительное. Баланс между этими двумя началами может меняться, в том числе по не совсем понятным причинам. Саморазрушение может возобладать.

Ниже кратко (!) о требованиях к итоговому сочинению и критериях его оценки.

К проверке допускаются работы, соответствующие двум требованиям.

Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов – от 350. Если менее 250 слов в работе, то "незачёт".

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения». Не допускается списывание из какого-либо источника даже на уровне фрагмента. Если сочинение признано несамостоятельным, то "незачёт".

Критерий № 1 (один из основных) «Соответствие теме». Пишущий должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (отвечает на вопрос темы или размышляет над проблемой). «Незачет»: сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос,темы, или в сочинении нет конкретной цели высказывания. 

Критерий № 2 (один из основных) «Аргументация. Привлечение литературного материала». Проверка умения строить рассуждение, доказывать позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу, дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст). «Незачет»: сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). 

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения». Проверка умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Пишущий должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет»: грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Критерий № 4 «Качество письменной речи». Проверка речевого оформления текста сочинения. Пишущий должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет»: низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) затрудняет понимание смысла сочинения. 

Критерий № 5 «Грамотность». «Незачет»: если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Я много лет готовлю школьников к экзаменам по русскому языку и литературе. 

Приглашаю учеников 5-11 классов на занятия.

Профессиональный репетитор русского языка и литературы, психолог, писатель. Занимаюсь с учениками 5-11 классов дистанционно (ОГЭ и ЕГЭ на высокие баллы в том числе). Индивидуально и в группах. Интересно и с удовольствием!