Текст черновика (!!!) тренировочного итогового сочинения (задача - проработка аргументации на материале рассказа Шукшина "Мой зять украл машину дров") написан с оглядкой на требования ФИПИ 2025 года к итоговому сочинению. Сочинение писали вместе с ученицей. Для тренировки выбрали тему, содержание которой можно будет использовать при раскрытии широкого круга других возможных тем на экзамене (итоговое сочинение, аргументация при написании сочинения в задании 27 ЕГЭ по русскому языку, круг заданий ЕГЭ по литературе).
Предварительно использовали разминочные темы, вопросы по проблематике смелости и трусости. Ученица самостоятельно с этим работала.
В каких жизненных ситуациях нужно быть смелым?
Как научиться смелости?
Как проявляется трусость в повседневной жизни?
Смелость и трусость — абстрактные понятия и свойства человека.
Смелость или трусость при принятии решений.
Смелость признать правду или признать свои ошибки.
Смелость и трусость при попытках выйти за рамки необычного.
Влияние смелости и трусости на формирование человека.
Противопоставление двух типов людей — смелых и трусливых.
Смелость и риск.
Истинная и ложная смелость и трусость.
Связь между трусостью и эгоизмом.
Разница между трусостью и естественным чувством страха.
Связь между смелостью и человеколюбием, филантропией.
Смелость и трусость ума, души, характера.
Смелость и трусость на войне и в экстремальных условиях.
Смелость и трусость в любви.
Смелость и трусость в повседневной жизни.
Неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации.
Написали разминочное сочинение, чтобы почувствовать проблематику.
Смелость и трусость.
Смелость не существует сама по себе, смелость - это проявление человеческих качеств, которые противостоят страхам, опасениям, тревогам. Поэтому говорить о смелости без понимания того, что должна уравновесить или преодолеть смелость, невозможно. Что же такое страх? Страх - это встреча с иррациональным. Появившемуся страху просто сказать “нет”, “убирайся” невозможно. Сильный страх вряд ли послушает разумных доводов. Какие у нас страхи? Чего мы боимся? Кто-то боится высоты, кто-то опасается выступления перед аудиторией. Есть люди которые боятся собак, другие не могут уснуть в темноте….Человеческие страхи, которым можно противопоставить смелость, бесчисленны и разнообразны. К чему могут привести эти страхи? Об этом хорошо могут рассказать психиатры. Например, ребенок, испытывающий дискомфорт на улице и в общении с посторонними людьми, привыкает сидеть дома и погружается в страх, как только оказывается за пределами своей квартиры. Ходить в школу невозможно, исчезают друзья, история запросто может закончиться госпитализацией и последующей многолетней инвалидностью. Безусловно, это крайний и, может быть, исключительный случай, но он дает представление каждому из нас о том, что страхи, если с ними не бороться, если им не противопоставлять смелость, могут разрастаться и мешать человеку в самых обычных ситуациях, мешать учиться, мешать работать, мешать развивать отношения с людьми.
Хочу рассказать о своем опыте воспитания в себе смелости. С детства я боялась высоты: катание на колесе обозрения было для меня сущим мучением, я испытывала страх, находясь на балконе. Лекарством, таблеткой смелости стало действие, поступок. Однажды я решилась на прыжок с большой высоты с парапланом. С тех пор боязнь высоты стала исчезать. Смелый поступок помог мне в преодолении собственных тревог, которые мешали в повседневной жизни. Другая моя проблема заключалась в следующем: я боялась аудитории, боялась выступать перед классом, чувствовала себя неуверенно, когда нужно было в такой ситуации публично выступать. Как вы думаете, что мне помогло? Я решила набраться смелости и выступала с заранее подготовленной речью перед учениками своей школы.
Но я все же считаю, что смелость мы должны проявлять не только в бытовых ситуациях, не только тогда, когда сталкиваемся с заложенными в нас природой страхами: высоты, темноты, боли… Настоящее мужество и смелость востребованы в повседневной жизни, когда возникает необходимость сказать слово в защиту справедливости, иметь собственную точку зрения, отличающуюся от общепринятой. Что я имею в виду? Вспомним Евгения Онегина, персонажа пушкинского романа. Проявил ли Онегин смелость на дуэли с Ленским? Наверное, его соседи - помещики посчитали Онегина храбрецом, человеком, не боявшимся подвергнуть свою жизнь опасности. Но мы понимаем, что поведением Онегина руководит страх - страх прослыть трусом. Онегин должен был найти в себе силы и смелость, чтобы пойти против общественного мнения, против правил, принятых в обществе, и в общении с Ленским остаться самим собой, не боясь возможного осуждения, порицания со стороны.
Быть по-настоящему смелым, с моей точки зрения, это значит иметь способность сделать шаг, который поможет преодолеть наши страхи. Я считаю, что для преодоления страха, воспитания смелости в себе нужна практика, необходимы определенные шаги и продуманные действия. Нам приходится проявлять смелость не только в борьбе с заложенными природой страхами, но и в ситуациях, когда нужно не бояться защищать справедливость и противостоять общественному мнению.
Прочитали рассказ Шукшина. Записали имена героев. Кстати, и Википедию о Шукшине читали, и "Калину красную" посмотрели.
Веня Зяблицкий
Соня, жена, замужем была дважды, первый муж сидит в тюрьме
Лизавета Васильевна, теща, её муж тоже сидит
Михайло Кузнецов, фронтовик, заступается за Веню во время суда
Прокурор, готов засадить Веню на много лет в тюрьму
Смелость - начало победы (на примере рассказа Шукшина "Мой зять украл машину дров").
Вступление. 1. Общая характеристика темы. 2. Сужение рамок темы с помощью вопросов.
Все мы сталкиваемся с трудностями. Но наша реакция на трудности может быть совершенно разной. Кто-то постарается спрятаться от трудностей, уйти в сторону, сделать вид, что ничего не происходит, либо заявит о том, что не может совладать с ситуацией, ничего не может ей противопоставить. Кто-то проявит смелость и сделает невозможное. Видим ли мы в русской литературе примеры героев, которые проявили смелость и эта смелость, пожалуй, была заметна самим героям? Может ли эта минутная смелость дать достаточную уверенность человеку и поставить его на путь, который впоследствии выведет к жизненной победе?
Основная часть сочинения. Аргументация тезиса. В каком эпизоде рассказа Веня проявляет смелость?
В замечательном рассказе Василия Шукшина “Мой зять украл машину дров” читателю открывается возможность понять, что Вене Зяблицкому, главному герою, не хватает уверенности в себе, не хватает человеческой отзывчивости со стороны семьи. Герой совершает странные поступки, граничащие с преступлениями, чтобы отстоять себя, быть уверенным в себе. В каком эпизоде рассказа Веня проявляет смелость? В финале сюжета герой Шукшина проявляет смелость, когда находится в кабине автомобиля вместе с безымянным прокурором. Вене важно увидеть страх на лице прокурора, и тогда Веня наконец одерживает свою маленькую, но важную победу. А в чем суть этой победы? В этой победе нет какого-то большого смысла, кроме того удовлетворения, которое испытывает Веня Зяблицкий, заметив следы страха на лице человека, готового сутки тому назад отправить Веню в тюрьму на несколько лет за хулиганский поступок. В прокуроре впервые в жизни Веня увидел человека, столь непохожего на себя и способного на большое зло от имени государства. Смириться? Покориться? Нет, Веня не таков: в эпизоде, когда машина съезжает с моста, проявляется его бунт, начавшийся со склоки с женой по поводу купленной шубы. Бытовое столкновение выходит за рамки семьи тогда, когда Лизавета Васильевна, теща, пишет заявление в милицию и угрожает посадить Веню за кражу машины дров. На суде герой Шукшина испытывает необычные чувства в тот момент, когда слушает речи прокурора. Веня не столько боится оказаться в тюрьме, сколько удивлен, ошарашен и по-настоящему испуган самим фактом существования “спокойного, умного, веселого” человека, который “ужинать будет, детишек ласкать, с женой спать”, при этом прокурор - “страшный” человек, устроенный совсем не так, как добродушный и простой Веня. Параллелью к истории Вени становится рассказ Михайло Кузнецова об испугавшемся солдатике. Солдатик преодолевает страх и закалывает нескольких фашистов. Точно так же Веня преодолевает свой страх в отношении к прокурору и пугает его, одерживая хотя бы моральную победу.
Вдруг мы вышли на сравнение шукшинского рассказа с пушкинским "Медным всадником". Конечно, это не нужно для итогового сочинения, но для понимания проблематики маленького человека будет в самый раз. Например, в ЕГЭ по литературе это сравнение отлично сработает. Потенциал сравнения невероятный...
Удивительно, но сюжет рассказа Шукшина начинает перекликаться с пушкинским “Медным всадником”. Очевидно, мы, читатели, сопоставляем, сравниваем пушкинского Евгения и Веню Зяблицкого. Герои разделены в сроком в 150 лет. Совсем не случайно Шукшин начинает рассказ о Вене, характеризуя героя фразой “маленький человек”. Поначалу смысл этой фразы связан с невысоким ростом Вени, постепенно эта фраза наполняется значением социального статуса Вени (униженное положение в семье и отсутствие значимого положения в обществе), обусловленного тем, что Веня для всех других - заурядная личность. Пушкинский Евгений сталкивается в конфликте с силой государства и общества, воплощенной в фигуре Медного всадника. Евгений грозит ему, но его бунт минутный. Герой Пушкина вынужден смириться - всадник преследует его. Момент, когда герой отказывается от сопротивления, смиряется, становится точкой, с которой Евгений прямиком следует к собственной смерти. Пушкин желает сказать: смирение для маленького человека - смерть. История Вени мне кажется оптимистичной, так как Веня в своем столкновении с обществом и государством в лице прокурора нашел возможность преодолеть внутренний страх и даже заставил испугаться прокурора. Веня проявляет смелость. И это может стать началом его победы.
Тезис сочинения. Ответ на вопрос темы.
Герои Пушкина и Шукшина становятся важными свидетельствами того, что каждый из нас должен воспитывать в себе смелость, чтобы преодолевать свою ограниченность и слабость.
Ниже кратко (!) о требованиях к итоговому сочинению и критериях его оценки.
К проверке допускаются работы, соответствующие двум требованиям.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения». Рекомендуемое количество слов – от 350. Если менее 250 слов в работе, то "незачёт".
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения». Не допускается списывание из какого-либо источника даже на уровне фрагмента. Если сочинение признано несамостоятельным, то "незачёт".
Критерий № 1 (один из основных) «Соответствие теме». Пишущий должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (отвечает на вопрос темы или размышляет над проблемой). «Незачет»: сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос,темы, или в сочинении нет конкретной цели высказывания.
Критерий № 2 (один из основных) «Аргументация. Привлечение литературного материала». Проверка умения строить рассуждение, доказывать позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу, дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст). «Незачет»: сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения». Проверка умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Пишущий должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет»: грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Критерий № 4 «Качество письменной речи». Проверка речевого оформления текста сочинения. Пишущий должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет»: низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) затрудняет понимание смысла сочинения.
Критерий № 5 «Грамотность». «Незачет»: если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Я много лет готовлю школьников к экзаменам по русскому языку и литературе.
Приглашаю учеников 5-11 классов на занятия.